Главная » Блог » Кино » Неудачники

Неудачники

29 июня 2013

Танцующий механизмДетство французского мальчишки по имени Базиль оказалось не очень веселым. Его отец подорвался на мине в Северной Африке, у матери с горя помутился рассудок и мальчика отдали в католический приют, где для лучшего понимания христианского учения о смирении и доброте применяли телесные наказания.

30 лет спустя судьба второй раз круто и весьма сурово изменила жизнь Базиля. Поздним вечером возле скромного магазинчика видеофильмов, где работал Базиль, произошла перестрелка и шальная пуля угодила ему в голову. Врачи не смогли извлечь пулю, но на ноги Базиля все же поставили. Вернувшись к обычной жизни, Базиль узнал, что его квартира уже сдана другим людям, немногочисленные личные вещи растащили соседи и даже в магазине видеофильмов на его месте работает другой человек.

Базиль стал бездомным. Кто знает, как сложилась бы его судьба, но однажды он познакомился с Хамелеоном. Бодрый старик, почти всю жизнь просидевший в тюрьме и чуть было не лишившийся головы (гильотина дважды (!) заклинила), предложил Базилю крышу над головой. Оказалось, что в довольно экстравагантном убежище живет интересная компания:

- уже знакомый нам Хамелеон;
- немолодая женщина Стряпуха, которая и приютила всех остальных;
- Малыш Пьер, изобретатель-виртуоз;
- девушка, которую зовут Калькулятор: глаз-алмаз, обожает все считать и измерять;
- негр Ремингтон, немного сумасшедший писатель родом из Конго;
- Громила, человек-ядро, мечтающий попасть в книгу рекордов Гиннеса;
- и невероятно гибкая гимнастка Каучук.

В один прекрасный день Базиль увидел два больших здания, офисы оружейных компаний. Герб каждой был ему хорошо знаком: фирменное клеймо “Арсенала Абервилльцев” стоял на мине, убившей его отца, а знак фирмы “Братья по оружию” отштампован на гильзе пули, сидевшей у него в голове. Базиль наивно попытался объяснить обеим производителям оружия, что их продукция убивает и калечит людей. Разумеется, его никто не слушал. Обе фирмы успешно производили и продавали оружие, а президенты компаний купались в достатке и пользовались всяческим уважением в высших кругах общества.

Подобно пуле, в голове Базиля засела дурацкая для любого другого человека мысль: все это – неправильно, надо что-то сделать, следует проучить оружейных боссов. Базиль потихоньку начинает действовать, но новая семья быстро вычисляет его тайные занятия. Пришлось признаваться, идея с восторгом была подхвачена всей компанией и объединенными усилиями начала воплощаться в жизнь.

* * *

“Неудачники” – новый фильм Жан-Пьера Жене, режиссера неповторимого “Амели”. Очень необычный, совершенно неголливудский и чуть-чуть сумасшедший фильм. По фирменным желто-зеленым тонам фильма, оригинальной французской музыке, постановке сцен и массе других мелочей легко можно узнать стиль режиссера.

Интересно проработаны совершенно небольшие эпизоды, когда для подчеркивания какой-то детали снимается довольно сложная сцена. Например, эпизод длиной не более 10 секунд, когда на ступенях оружейной фирмы играет большой симфонический оркестр – для того, чтобы ярко и с юмором показать зрителю, что иногда происходит внутри головы главного героя.

Удивление и восторг вызывают механические куклы и антураж убежища. Это фантастика, просто невероятные игрушки, сделанные из проволочек, прищепок, кусочков металла, лоскутков ткани. Трудно представить себе, какой фантазией и трудолюбием нужно обладать, чтобы создавать подобные игрушки, механические машины или драндулеты, на которых разъезжают герои фильма.

Некоторые эпизоды фильма, особенно в конце, несколько наиграны. В реальной жизни вряд ли у героев фильма все задуманное удалось бы выполнить. Например, когда Каучук на шнурочке опускает снотворное в чашечку кофе охранника: как бы тот не был увлечен пикантной сценой, шнурок он бы заметил. Но это же комедия. Давайте сравним “Неудачников” с каким-либо фильмом, где персонажи вываливаются из окон или лупят друг друга по задницам. Зрители от души смеются и никто не говорит “так не бывает”. А в комедии Жан-Пьера Жене виртуальная грань между фильмом и реальностью порой такая тонкая, что зрители втягиваются и протестуют: “да кто их пустит, цеплять на крышу корпорации подвесную люльку для мытья окон”.

Самая яркая роль в фильме, как и полагается, у главного героя. Дэни Бун здорово и очень естественно сыграл Базиля. Удивила актриса Жюли Феррье своей невероятной гибкостью. Не могу особо выделить кого-либо из остальных актеров, хотя и провально никто не сыграл. Просто каждый был на своем месте, каждый добротно исполнил свою роль.

Думаю, неспроста президенты обеих оружейных фирм показаны в фильме, нет, не отпетыми негодяями, но несчастливыми в личной жизни людьми. На публике – успешные и богатые люди, а дома у одного растет совершенно бесцветный сын, общение с которым сводится к непонятным вопросам из энциклопедии, у второго странные отношения с супругой, напоминающие великосветский прием у британской королевы. И напротив, в комании неудачников, которые живут то ли в убежище, то ли внутри мусорной свалки, по-человечески весело и уютно.

Если вы видели “Амели”, уверен, вам понравится немного грустный, немного смешной и очень добрый фильм “Неудачники”. А если не видели – значит у вас есть шанс посмотреть сразу два необычных фильма.